Распределение затрат и валовая маржа CVP-анализ служит поиску оптимальных, наиболее выгодных предприятию затрат. Он требует распределения затрат на переменные и постоянные, прямые и непрямые, релевантные и нерелевантные. Переменные затраты изменяются в целом прямо пропорционально объему производства продукции. Это могут быть затраты на сырье и материалы для основного производства, заработная плата основных производственных рабочих, затраты на сбыт продукции и др. Предприятию выгодно иметь меньше переменных затрат на единицу продукции, поскольку так оно обеспечивает себе, соответственно, и больше прибыли. С изменением объема производства общие переменные затраты уменьшаются (увеличиваются), в то же время на единицу продукции они остаются неизменны. Постоянные затраты необходимо рассматривать в краткосрочном периоде, так называемом релевантном диапазоне. В этом случае они в целом не изменяются. К постоянным затратам можно отнести арендную плату, амортизационные отчисления, заработную плату управленцев и др. Изменение объема производства не оказывает никакого влияния на размер этих затрат. Однако в перерасчете на единицу продукции эти затраты изменяются обратно пропорционально. Прямые затраты - это затраты предприятия, связанные непосредственно с процессом производства или реализацией товаров (услуг). Эти затраты могут быть легко отнесены к конкретному виду продукции. Например, сырье, материалы, зарплата основных рабочих, амортизация конкретных станков и другие. Непрямые затраты не связаны непосредственно с производственным процессом, их нельзя легко соотнести с определенной продукцией. К таким затратам можно отнести зарплату управленцев, торговых агентов, теплоэнергию, электроенергию для вспомогательного производства. Релевантные затраты - это затраты, которые зависят от принятия управленческих решений. Нерелевантные затраты не зависят от принятия управленческих решений. Например, у менеджера предприятия есть выбор: производить нужную деталь к механизму или купить ее. Постоянные затраты на производство детали составляют 35 грн., а купить ее можно за 45 грн. Значит, в данном случае цена поставщика - это релевантные затраты, а постоянные затраты на производство - это нерелевантные затраты. Проблема, связанная с анализом постоянных затрат на производстве, состоит в том, что необходимо распределить их общую величину на всю номенклатуру продукции. Существует несколько способов такого распределения. Например, сумма постоянных затрат относительно фонда времени дает ставку затрат на 1 час. Если для производства товара необходимо 1/2 часа, а ставка 6 грн. за час, то величина постоянных затрат на производство данного изделия равняется 3 грн. Смешанные затраты включают элементы постоянных и переменных затрат. Например, затраты на оплату электроэнергии, которую используют как для технологических целей, так и для освещения помещений. При анализе необходимо разделять смешанные затраты на постоянные и переменные. Суммы постоянных и переменных затрат представляют собой общие затраты на весь объем продукции. Общие затраты на производство продукции, работ или услуг можно представить в виде формулы:
3 = ПОСТ3 + ПЗ х К0, где 3 - общие затраты на производство продукции; ПОСТ3 - постоянные затраты; ПЗ - удельный вес переменных затрат; К0 - количество продукции. Игнорирование особенностей поведения затрат может отрицательно повлиять на бизнес.
Таблица 3.1. Поведение переменных и постоянных затрат при изменении объема производства и неизменных других факторах
Поведение постоянных и переменных затрат также можно представить графически.
Поскольку CVP-анализ требует распределения затрат на переменные и постоянные, то при аналитических расчетах необходимо отде -лять одни затраты от других с помощью промежуточного финансового результата деятельности предприятия. Эту величину называют маржинальным доходом (или валовой маржей). Маржинальный доход - это результат реализации продукции (товаров, услуг) после возмещения переменных затрат МД = ЧВ – ПЗ, где МД - маржинальный доход; ЧВ - чистая выручка (без НДС и акцизного сбора); ПЗ - переменные затраты. Маржинальный доход является важным источником покрытия постоянных затрат и формирования прибыли. Одной из главных целей финансового менеджмента является максимизация маржинального дохода. На практике используется множество методов оценки затрат, но наиболее простыми из них являются методы:
Применение этих методов рассмотрим на примере. Пример 3.1. За 6 месяцев 2000 г. предприятие "Супер" произвело пледы и понесло при этом следующие затраты (табл. 3.2). Необходимо установить, какие затраты целесообразно предусмотреть в июле 2000 г., используя два метода распределения затрат. Таблица 3.2.
Первый метод максимума-минимума наиболее простой, так как из затрат прошедших исследуемых периодов берутся наиболее высокие и наиболее низкие затраты. Наиболее высокий уровень затрат, исходя из данных, приходится на март: 1500 = ПостЗ + ПЗ х 30 Наиболее низкий уровень затрат приходится на февраль: 800 = ПостЗ + ПЗ х 10 Чтобы решить систему двух уравнений и найти переменные затраты, отнимем от первого уравнения второе и получим: 700 = 0 + ПЗ х 20 ПЗ = 700/20 ПЗ = 35 грн. Следовательно, сумма постоянных затрат будет определена в сумме 450 грн. 1500 = ПостЗ + 35 х 30 1500 = ПостЗ + 1050 ПостЗ = 450 грн. Тогда предвиденные затраты в зависимости от объема выпуска будут: 3 = 450 + 35 х Ко Второй метод визуального наблюдения позволяет получить разные оценки функции затрат. Он субъективный и, в отличие от предыдущего метода, не ограничивается экстремальными точками. Этот метод имеет недостаток, состоящий в том, что не позволяет определить точность оценки. Допустим, что предприятие "Супер" в июле планирует увеличить объем выпуска продукции до 35 шт. Используя выше рассмотренные методы, можно подсчитать ожидаемые затраты: метод максимума-минимума - 450 + 35 х 35 = 1675 грн. Метод максимума-минимума предусматривает переменные затраты на каждую дополнительно выпущенную единицу продукции в сумме 35 грн. |