Основы финансового менеджмента Суббота, 05.07.2025, 13:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Содержимое сайта:

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 59

Распределение затрат и валовая маржа

CVP-анализ служит поиску оптимальных, наиболее выгодных предприятию затрат. Он требует распределения затрат на переменные и постоянные, прямые и непрямые, релевантные и нерелевантные.

Переменные затраты изменяются в целом прямо пропорционально объему производства продукции. Это могут быть затраты на сырье и материалы для основного производства, заработная плата основных производственных рабочих, затраты на сбыт продукции и др. Предприятию выгодно иметь меньше переменных затрат на единицу продукции, поскольку так оно обеспечивает себе, соответственно, и больше прибыли. С изменением объема производства общие переменные затраты уменьшаются (увеличиваются), в то же время на единицу продукции они остаются неизменны.

Постоянные затраты необходимо рассматривать в краткосрочном периоде, так называемом релевантном диапазоне. В этом случае они в целом не изменяются. К постоянным затратам можно отнести арендную плату, амортизационные отчисления, заработную плату управленцев и др. Изменение объема производства не оказывает никакого влияния на размер этих затрат. Однако в перерасчете на единицу продукции эти затраты изменяются обратно пропорционально.

Прямые затраты - это затраты предприятия, связанные непосредственно с процессом производства или реализацией товаров (услуг). Эти затраты могут быть легко отнесены к конкретному виду продукции. Например, сырье, материалы, зарплата основных рабочих, амортизация конкретных станков и другие.

Непрямые затраты не связаны непосредственно с производственным процессом, их нельзя легко соотнести с определенной продукцией. К таким затратам можно отнести зарплату управленцев, торговых агентов, теплоэнергию, электроенергию для вспомогательного производства.

Релевантные затраты - это затраты, которые зависят от принятия управленческих решений.

Нерелевантные затраты не зависят от принятия управленческих решений. Например, у менеджера предприятия есть выбор: производить нужную деталь к механизму или купить ее. Постоянные затраты на производство детали составляют 35 грн., а купить ее можно за 45 грн. Значит, в данном случае цена поставщика - это релевантные затраты, а постоянные затраты на производство - это нерелевантные затраты.

Проблема, связанная с анализом постоянных затрат на производстве, состоит в том, что необходимо распределить их общую величину на всю номенклатуру продукции. Существует несколько способов такого распределения. Например, сумма постоянных затрат относительно фонда времени дает ставку затрат на 1 час. Если для производства товара необходимо 1/2 часа, а ставка 6 грн. за час, то величина постоянных затрат на производство данного изделия равняется 3 грн.

Смешанные затраты включают элементы постоянных и переменных затрат. Например, затраты на оплату электроэнергии, которую используют как для технологических целей, так и для освещения помещений. При анализе необходимо разделять смешанные затраты на постоянные и переменные.

Суммы постоянных и переменных затрат представляют собой общие затраты на весь объем продукции.

Общие затраты на производство продукции, работ или услуг можно представить в виде формулы:

 

3 = ПОСТ3 + ПЗ х К0,

где  3 - общие затраты на производство продукции;

ПОСТ3 - постоянные затраты;

ПЗ - удельный вес переменных затрат;

К0 - количество продукции.

Игнорирование особенностей поведения затрат может отрицательно повлиять на бизнес.

  

Таблица 3.1. Поведение переменных и постоянных затрат при изменении объема производства и неизменных других факторах

Объем производства

Переменные затраты

Постоянные затраты

 

Общие

На единицу продукции

Общие

На единицу продукции

Растет

Увеличиваются

Неизменны

Неизменны

Уменьшаются

Поведение постоянных и переменных затрат также можно представить графически.

 


Поскольку CVP-анализ требует распределения затрат на переменные и постоянные, то при аналитических расчетах необходимо отде -лять одни затраты от других с помощью промежуточного финансового результата деятельности предприятия. Эту величину называют маржинальным доходом (или валовой маржей).

Маржинальный доход - это результат реализации продукции (товаров, услуг) после возмещения переменных затрат

МД = ЧВ – ПЗ,

где  МД - маржинальный доход;

ЧВ - чистая выручка (без НДС и акцизного сбора);

ПЗ - переменные затраты.

Маржинальный доход является важным источником покрытия постоянных затрат и формирования прибыли. Одной из главных целей финансового менеджмента является максимизация маржинального дохода.

На практике используется множество методов оценки затрат, но наиболее простыми из них являются методы:

  • максимума-минимума;
  • визуального контроля.

Применение этих методов рассмотрим на примере.

Пример 3.1.

За 6 месяцев 2000 г. предприятие "Супер" произвело пледы и понесло при этом следующие затраты (табл. 3.2). Необходимо установить, какие затраты целесообразно предусмотреть в июле 2000 г., используя два метода распределения затрат.

  Таблица 3.2.

сяцы

Объем выпуска (шт.)

Себестоимость выпуска (грн.)

Январь

20

1350

Февраль

10

800

Март

30

1500

Апрель

25

1400

Май

19

1000

Июнь

22

1450

Первый метод максимума-минимума наиболее простой, так как из затрат прошедших исследуемых периодов берутся наиболее высокие и наиболее низкие затраты. Наиболее высокий уровень затрат, исходя из данных, приходится на март:

1500 = ПостЗ + ПЗ х 30

Наиболее низкий уровень затрат приходится на февраль:

800 = ПостЗ + ПЗ х 10

Чтобы решить систему двух уравнений и найти переменные затраты, отнимем от первого уравнения второе и получим:

700 = 0 + ПЗ х 20

ПЗ = 700/20

ПЗ = 35 грн.

Следовательно, сумма постоянных затрат будет определена в сумме 450 грн.

1500 = ПостЗ + 35 х 30

1500 = ПостЗ + 1050

ПостЗ = 450 грн.

Тогда предвиденные затраты в зависимости от объема выпуска будут:

3 = 450 + 35 х Ко

Второй метод визуального наблюдения позволяет получить разные оценки функции затрат. Он субъективный и, в отличие от предыдущего метода, не ограничивается экстремальными точками. Этот метод имеет недостаток, состоящий в том, что не позволяет определить точность оценки.

Допустим, что предприятие "Супер" в июле планирует увеличить объем выпуска продукции до 35 шт. Используя выше рассмотренные методы, можно подсчитать ожидаемые затраты: метод максимума-минимума - 450 + 35 х 35 = 1675 грн. Метод максимума-минимума предусматривает переменные затраты на каждую дополнительно выпущенную единицу продукции в сумме 35 грн.

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Облако тегов

Copyright by A&A © 2025